Кто такой гиппократ и что он сделал. Гиппократ. Мифы и реалии великой судьбы. Биография, наполненная вымыслом

ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины

В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500 тысяч лет назад во времена, когда эллинская культура достигла апогея своего развития. Временная периодизация относит этот период к V–IV вв. до н. э. Тогда достигла расцвета не только медицина, практически любая отрасль человеческой деятельности шла вперед семимильными шагами и имела своих представителей, вошедших в историю: выдающимся политиком того времени был Перикл (444–429 гг. до н. э.), общепризнанными тогда и впоследствии философами признаны Демокрит, Анаксагор, Горгий, Сократ, Эмпедокл, в поэзии выделились Эсхил, Софокл, Аристофан, в области зодчества прославились Пракситель, Фидий, По-ликпет, в истории это была эпоха Геродота и Фукидида. Великими же коллегами Гиппократа стали Эврифон, Праксагор, а последователями – Герофил, Эрасистрат.

Однако как бы ни превозносили вклад Гиппократа в медицину, о самом Гиппократе до наших дней дошли очень ограниченные сведения, не позволяющие даже с точностью установить дату его рождения и смерти: одни данные свидетельствуют о том, что он умер в возрасте 104 лет, другие – о том, что он скончался в 83 года.

Предполагается, что он родился в первый год XX Олимпиады. Местом его рождения был остров Кос (в дальнейшем расцвет косской врачебной школы связывают именно с именем Гиппократа). В переводе с греческого имя великого врачевателя переводится как «укротитель коней». Долгое время после его смерти не было ни одного источника, содержавшего в себе сведения о биографии Гиппократа. Лишь спустя более 600 лет после смерти Гиппократа врач Соранс о. Кос (около II в. н. э.) впервые записал биографию врачевателя, а продолжили его дело лексикограф Свида (X в.) и прозаик, филолог И. Цеце (XII в.). Поскольку провести полный анализ его деятельности и работ они не могли, их рассказы носят отпечаток легендарности и тайны, которые окружали личность Гиппократа. Из наиболее достоверных источников известно, что он являлся потомком великого Асклепия в семнадцатом колене по отцу, а по матери принадлежал к роду Гераклидов (т. е. потомков Геракла). Кроме того, ему приписывают родственные связи с властителями Фессалии и македонским двором.

Учителями Гиппократа в медицинском искусстве стали его дед Гиппократ I и отец Гераклид. Когда он покинул родной дом и покончил с домашним обучением, дальнейшее познание медицинского искусства он продолжил в Книде, а позже у Геродика и философа-софиста Горгия. Широкое поле для применения и совершенствования своих знаний Гиппократ получил, став странствующим врачом. Слава о нем быстро распространялась по побережью Восточного Средиземноморья. После длительных странствий он уже в старости остановился в Ларисе (Фессалия), где и провел остаток жизни, умерев в один год с Демокритом (около 370 г. до н. э.). Жители Фессалии чтили могилу Гиппократа, на которой были написаны стихи неизвестного поэта, посвященные великому врачу:

Здесь погребен Гиппократ, фессалиец, рожденный на Косе, Феба он был самого корня бессмертного ветвь. Много болезней врачуя, трофеев воздвиг Гигиее, Много похвал заслужил – знаньем не случаем он. Неоднократно имя Гиппократа упоминалось в сочинениях его современников: о нем упоминали Платон, Диокл из Каристы, Аристотель. В их работах находили сравнения Гиппократа с великими скульптурами и политиками Древней Эллады. Не просто так Аристотель писал о нем даже как о государстве, которое можно считать сильным в отличие от других не по размерам его, а по выполняемым государственным задачам, ровно как и сам Гиппократ не как человек, а как врач более велик, чем любой другой, даже во много раз превосходящий его по размерам тела.

Стезю медицины Гиппократ выбрал себе не случайно, ибо все его предшественники по роду начиная с самого Асклепия были врачами. В общей сложности истории известно семь Гиппократов, один из которых – внук Гиппократа II, сын его наследника Дракона – лечил жену Александра Македонского Роксану. Все семь Гиппократов оставили после себя работы о врачебном искусстве, ровно как и многие другие врачеватели того времени, однако истории не известно ни одной работы, которая совершенно точно принадлежала бы перу Гиппократа II Великого. Эта неопределенность объясняется тем, что все врачи того времени писали анонимно, ибо знания передавались изначально только внутри семейных врачебных школ, т. е. от отца к сыну и немногим желающим обучаться врачебному искусству. Таким образом, труды эти были предназначены «для домашнего пользования», их автора знали в лицо.

Лишь в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей, которое было основано первым правителем Древнего Египта Птолемеем I Сотером (323–282 гг. до н. э.) – диадохом Александра Македонского, литераторы, филологи, историки и врачи того времени составили первый сборник древнегреческих медицинских сочинений. Работа была тогда проведена колоссальная, так как в Александрию свозились рукописи со всего света. Общее число папирусных свитков, подлежащих в дальнейшем переработке и переводу, вскоре превысило 700 тыс. Среди этого огромного количества произведений было найдено 72 сочинения на медицинскую тему. Все они были написаны на греческом языке, а точнее, на ионийском диалекте примерно в V–IV вв. до н. э. Ни под одним из этих сочинений не было подписи автора. Выделить из них те, которые могли бы принадлежать перу Гиппократа, было практически невозможно: ни одно сочинение не совпадало по манере письма, глубине и стилю изложения, философской и медицинской позиции с остальными. Более того, были найдены открытые разногласия в обсуждении многих вопросов вплоть до прямо противоположных мнений. Это еще раз подтверждало то, что все они принадлежали разным авторам. Потеряв надежду установить авторство работ, историки объединили все эти медицинские тексты в один сборник и назвали его «Hyppokratiki sil -logi» или «Гиппократов сборник» в честь великого греческого врача. Позднее название и текст сборника были переведены на латинский язык, и он стал более известен как «Corpus Hippocraticum» . Чтобы этот великий труд не затерялся в изобилии других литературных достояний того времени, он неоднократно переписывался, причем не только на греческом, но и на арабском, латинском и итальянском и многих других языках мира. И только через восемнадцать столетий, в 1525 г., когда было изобретено книгопечатание, он был впервые издан в Риме на латинском языке. Издание сразу приобрело огромную популярность через год после его выпуска на греческом языке в Венеции, после чего он стал чуть ли не самым известным и читаемым произведением во всей Европе.

Произведение просуществовало долго в неизменном виде, а в XIX в. французский энциклопедист и филолог Эмиль Литре занялся глубоким анализом, но так и не выяснил, какие труды, включенные в состав сборника, могут принадлежать Гиппократу.

Ученые, занимавшиеся исследованием сборника, пришли к мнению, что не более 3–4 произведений можно отнести к авторству великого врача. Прежде всего решили, что это «Афоризмы», «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухе, водах, местностях».

Прежде всего стоит сказать об «Афоризмах». Пожалуй, только в отношении этого произведения практически нет сомнений, что оно принадлежит Гиппократу. «Афоризмы» (от греч. aphorismos – «законченная мысль») были не только на медицинскую, но и на общечеловеческие, философские темы. Начало сочинения уже предвещает значимость этого произведения в научном мире: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно». Бесспорно, человек, который так точно и кратко смог изложить сущность человеческой жизни в целом и смысл медицинского дела в частности, должен был обладать недюжинным умом, мудростью, тонким вниманием и иметь за плечами многолетний опыт. И даже если бы это изречение было единственным в его жизни и больше бы он ничего не сделал ни в практической, ни в научной областях медицины, люди уже должны были бы признать, что он великий врач и мыслитель.

Другое произведение «Гиппократова сборника», которое стало основой диагностики заболеваний, – это «Прогностика» (от греч. prognosis – «начальное знание»). Это первый труд по древнегреческой терапии. В книге даются подробные описания прогноза различных заболеваний, постановки диагноза, способы осмотра, опроса больного, наблюдения за ним, а также методы «лечения у постели больного». Именно из этого сочинения вошли в века некоторые диагностические признаки, дошедшие до наших дней. Например, «лицо Гиппократа» (названо не по внешнему сходству, а в честь Гиппократа). Это классическое описание лица умирающего человека, а ныне оно применяется и в отношении людей с некоторыми определенными заболеваниями (метастазирующим раком желудочно-кишечного тракта и т. д.).

Описание это в «Гиппократовом сборнике» звучит следующим образом: «…нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый…» Это и многие другие описания и по сей день имеют широкое применение в медицинской практике.

«О воздухе, водах, местностях» – сочинение, имеющее, скорее, эколого-географическое название, на самом деле первый труд, посвященный вредному воздействию факторов окружающей среды на организм человека. В произведении подробно описаны различные «типы людей» в зависимости от местности, в которой они живут. Как человек, обошедший большое количество стран, он мог сделать некие обобщающие выводы по поводу возникновения определенных болезней у людей, населяющих, например, морские побережья, высокогорные районы, пустынные территории. Также он смог связать частоту появления отдельных заболеваний со временем года и даже биологическими и суточными ритмами. Таким образом, Гиппократ определил, что люди «разных типов» имеют различную предрасположенность к заболеваниям, а следовательно, искал как способы лечения, которые могли бы быть применимы ко всем людям, так и различные виды подхода к лечению одного и того же заболевания, возникшего у людей разных типов. Также он впервые сделал предположение о четырех телесных соках и, по преобладанию одного из них в организме – о делении людей на различные типы. Эта теория легла в основу гораздо позднее сформированного учения о четырех темпераментах. Это было уже в Средневековье. Учение гласило, что если в организме преобладает слизь (от греч. phlegma – слизь), то человек имеет темперамент флегматика, если преобладает кровь (от греч. sanguis – кровь), то человек – сангвиник, если преобладает желчь (от греч. chole – желчь), то характер человека холерический, а если в организме много черной желчи (от греч. melaine chole – желчь), то тип темперамента будет меланхолическим. Основа этой системы ошибочно приписывается к заслугам Гиппократа, так как даже если он и пытался делить людей на типы, то не по темпераменту, а по предрасположенности к заболеваниям. Кроме того, названия темпераментов в труде «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, потому что некоторые слова (типа sanguis) имеют латинское происхождение, а следовательно, Гиппократом они употребляться не могли. В дальнейшем от теории темпераментов сохранились лишь названия различных «типов людей». И. П. Павлов связал их с преобладанием процессов возбуждения и торможения, а также с возможными типами телосложения.

В такой работе, как «Эпидемии в семи частях», можно найти описание 42 различных заболеваний, которые были наиболее изучены, так как наблюдения за больными этими заболеваниями велись отдельно и все данные записывались как своеобразные истории болезни. В отличие от современных понятий под эпидемиями тогда понимались не инфекционные заболевания, а болезни, которые были наиболее широко распространены среди народонаселения. К таким болезням относились чахотки, параличи, болотные лихорадки, глазные, простудные, кожные, венерические и другие заболевания. Здесь были описаны истоки клинического подхода к лечению заболеваний.

Древние греки задумывались не только о лечении, но и о причинах возникновения болезней, т. е. о возможном их предупреждении. Причины делились на общие, зависящие от качества и условий той среды, в которой обитали жители отдельно взятой местности (что-то наиболее общее, чем пользуются все, т. е. то, что попадет в организм с дыханием), и индивидуальные, которые зависели от образа жизни, условий труда, питания и проживания каждого отдельно взятого человека. Особое внимание в Древней Греции уделяли физическому воспитанию, гигиене, закаливанию. Особенно это было применимо к мужчинам, в которых с пеленок воспитывалась любовь к Родине и готовность защищать ее в любой момент. Наиболее суровые способы воспитания были в Спарте, где дети с 7 лет находились на попечении государства и получали образование в воинских отрядах.

Среди медицинских текстов того времени были найдены сочинения по хирургии (от греч. cheir – рука, ergon – дело). В основном внимание уделялось изучению способов лечения переломов, ран, вывихов, повреждений черепа. Тогда впервые были описаны приспособления для выравнивания вывихнутых суставов, например, «скамья Гиппократа». Много писали о повязках (от греч. desmurgia – учение о повязках). Виды повязок, описанные в «Гиппократовом сборнике», применяются и до сих пор, например «шапочка Гиппократа».

Древние Греки изучали также заболевания зубов, десен, полости рта. Уже тогда пытались устранять дурной запах изо рта, а также применялись местные средства для лечения заболеваний полости рта: наркотические анальгетики, травяные настои и отвары, вяжущие средства и др. Представления древнегреческих врачей о внутреннем строении тела человека были довольно скудными, ибо они не вскрывали трупы. В этой области они сильно отстали от индийских врачей, которые уже за несколько веков до Гиппократа ввели вскрытие трупов в практику с целью изучения внутренних болезней. Однако преимущество греков было в том, что они достигли больших успехов в диагностике и лечении внутренних болезней, опираясь на данные осмотра, расспроса, физикальных методов исследования.

«Гиппократов сборник» содержит в себе сведения по фармакологии, в нем находят описание более чем 250 растительных лекарственных средств, а также препараты животного, минерального происхождения.

В целом «Гиппократов сборник» – совокупность всех сведений из области медицины Древней Греции, созданных врачами V–III вв. до н. э.

Основы современной врачебной этики и деонтологии уходят корнями также в древний период. Тогда существовало пять основных трактатов, в которых содержались сведения о том, какими моральными, физическими, духовными качествами должен обладать настоящий врач.

Это были такие сочинения, как «Клятва», «О враче», «Закон», «Наставления», «О благопричинном поведении». В этих трудах в основном говорилось о необходимости воспитания врачом в себе таких качеств, как решительность, опрятность, отвращение к пороку, презрение к деньгам, изобилие мыслей, отрицание страха перед богами, ибо хороший врач сам приравнивается к богу.

Истинный врачеватель должен был постигать знания не только из области медицины, но и все те, которые полезны и могут пригодиться, а также уметь все сведения, известные ему, держать в уме и применять их по необходимости.

Однако излишнее применение этих знаний на практике, когда они могли причинить вред, осуждалось, ибо первым законом врачевания был закон «прежде всего не вредить».

Кроме того, врач не должен был особое внимание уделять денежному вознаграждению, особенно если больной находится в тяжелом состоянии или нищ (оказание помощи неимущему было святым делом).

Наряду со знанием своего дела человек, занимающийся медициной, должен был опрятно, достойно выглядеть, дабы у людей не оставалось сомнений в его профессиональных качествах.

Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала «Клятва Гиппократа» или «Клятва будущего врача», которую давал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь обобщил в единый текст все ее основные черты, которые существовали задолго до его врачебной практики. Литературное же оформление она впервые получила все в той же Александрийской библиотеке в III в. до н. э.

Любая клятва того времени предполагала поддержку богов, которые должны были стать первыми карателями в случае клятвопреступления. Врачебная клятва содержала в себе упоминания о богах, имевших прямое отношение к медицинскому искусству и тем, кто им занимался. Это были Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея. Имеются предположения, что свое название «Клятва Гиппократа» получила еще и потому, что в ней упоминается Асклепий, предок Гиппократа II Великого в семнадцатом колене.

Давая «Клятву» в конце своего обучения, врач обеспечивал себе доверие со стороны общества и предоставлял гарантию высокого уровня профессионализма. «Клятва» в переводе с древнегреческого звучит следующим образом: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, ученые уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного замысла и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Все нормы, изложенные в «Клятве» и других работах, посвященных врачебной этике, соблюдались неукоснительно, ибо люди опасались не только гнева соотечественников и расправы со стороны правительства, но и кары богов.

В современном мире в каждом государстве существует своя клятва врача, которая отражает уровень развития медицины, национальные и религиозные традиции, но все они сохраняют общие черты с древнегреческой клятвой.

Таким образом, «Гиппократов сборник» содержит в себе довольно-таки мало произведений, авторство которых можно приписать Гиппократу, да и называния, упоминающиеся там, – «Клятва Гиппократа», «скамья Гиппократа», «Гиппократова медицина» – появились не потому, что были тем, что изобрел непосредственно Гиппократ, а потому, что многие открытия того времени связывались с именем Гиппократа как с именем наиболее известного тогда врача.

Эти названия прославляли одновременно и эпоху, в которую появились те или иные новшества. Поэтому Гиппократ – в большей степени легенда Древней Эллады, однако легенда прекрасная и благородная. Ни в коем случае не стоит умалять его заслуги в становлении и развитии мировой медицины.

автора Е. В. Бачило

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

автора Е. В. Бачило

Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

Из книги Судебная медицина автора Д. Г. Левин

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

автора О. В. Осипова

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги История медицины автора Павел Ефимович Заблудовский

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) – историческая личность, древнегреческий целитель, философ и врач. Его называют «отцом медицины», ведь именно Гиппократу удалось очистить её от ложной философской теории, вывести из тёмного эмпиризма и поставить на научные основы. Его трактаты имели огромное влияние для развития медицинской науки и практики. Для медиков он определил этику поведения и высокий моральный облик. Традиционно, получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Происхождение

Гиппократ появился на свет около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии, неточные данные.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Образование

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Учение корпуса Гиппократа

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус.

Он одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни. Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины».

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Гиппократу удалось систематизировать психофизиологические особенности личности в трактат о человеческих темпераментах. Согласно его учению в человеческом теле происходит непрерывная циркуляция четырёх соков (жидкостей) – чёрной желчи, слизи (флегмы и лимфы), желчи и крови. В зависимости от того, какая жидкость преобладает, определяется темперамент и человеческое поведение:

  • Желчи больше у холериков (людей импульсивных и «горячих»).
  • Большое количество крови свойственно подвижным и весёлым сангвиникам.
  • Грустные и боязливые меланхолики имеют в организме избыток чёрной желчи.
  • У спокойных и медлительных флегматиков преобладает слизь.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

  • Пальпацией. При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.
  • Аускультацией. Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов.

Естественно, что на тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной). Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Медицинская этика и клятва Гиппократа

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни.

  • Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.
  • Самый главный принцип в работе врача – «Не навреди».
  • При любых обстоятельствах отказывать в абортах и эвтаназии.
  • Чтобы не услышал медик от больного и не увидел на его теле, об этом следует всегда умалчивать, считая врачебной тайной.
  • В какой бы дом ни вошёл врач, он делает это только для пользы больного. Все пагубные, неправедные, особенно любовные мысли, недопустимы.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Интересные факты и знаменитые афоризмы Гиппократа

Один раз Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась жуткая эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

Однажды довелось Гиппократу лечить царя Македонии Пердикки II, врач диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние.

Был случай, когда Гиппократ дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил красавицу впервые, она лишилась девственности.

Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов:

  • «Лечит врач, а исцеляет природа». Великий врачеватель этой фразой давал понять, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.
  • «Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим выражением Гиппократ подчёркивал, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.
  • «Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь и так всё понятно, только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.
  • «Противоположное излечивается противоположным». Исходя из этого принципа Гиппократа, спустя два тысячелетия основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа

Прошло более двух с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем:

  • Шапочка Гиппократа. Вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 см. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.
  • Пальцы (или ногти) Гиппократа. Когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.
  • Маска Гиппократа. Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».
  • Шум плеска Гиппократа. Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.
  • Скамья Гиппократа. Впервые в сочинениях врачевателя было описано медицинское оборудование для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью, это был первый прообраз современного ортопедического стола.
  • Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча. Травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткою упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте (на момент смерти ему было около 83-104 лет). Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, захоронили великого врачевателя в районе Гиртона.

Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие.

В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Трудно найти человека, который никогда не слышал о «Клятве Гиппократа». Однако не так-то много людей, которые бы интересовались судьбой и вкладом в науку того, кто придумал ее текст. Будучи высокоморальным человеком, он сумел в небольшую по объему клятву вложить все важные принципы, которые должен выполнять каждый доктор.

Гиппократ - знаменитый древнегреческий врач-реформатор, который вошел в историю как «отец медицины». А, между прочим, это еще и историческая личность. О нем вспоминают в своих произведениях Аристотель и Платон.

Биография древнегреческого врача

О жизни и деятельности Гиппократа известно совсем немного. Он родился на небольшом острове Кос около 460 года до нашей эры. В его семье все были врачами, которые передавали свои знания детям и ученикам. Кстати, Гиппократ не отошел от этой традиции. Впоследствии его многочисленные сыновья, зятья и ученики также стали врачами.

Свои знания он получал в первую очередь от отца, известного в те времена врача Гераклида. Гиппократ много путешествовал, стараясь получить как можно больше знаний. В это время он создал различные трактаты, которые оказали значительное влияние как на развитие всей медицины, так и ее отдельных специальностей. Самыми известными среди них считаются: «О диете при острых болезнях», «Прогностика», «О суставах», «О переломах» и др.

Основные достижения великого врача

Однако главная заслуга Гиппократа является в том, что он впервые придал медицине научный характер. На протяжении всей жизни врач доказывал своим современникам, что болезни возникают по разумным и естественным причинам, а не являются карой богов.

Гиппократа по праву можно считать «очистителем медицины». Ведь именно он разделил два понятия - философия и медицина, определив границы каждой из них. Отдавая большую часть своего времени хирургии, он научился применять повязки и лечить вывихи, переломы и раны. При этом Гиппократ установил различные стадии болезни и научился их диагностировать. Он выдвинул и доказал 4 принципа лечения больного:

  • приносить пользу и не вредить;
  • противоположное лечить противоположным;
  • помогать природе;
  • все действия выполнять осторожно, жалея пациента.

Жажда к знаниям и разностороннее развитие - путь к славе

На протяжении всей жизни Гиппократ сохранил жажду к знаниям. Помимо медицины он изучал климат, почву и многое другое. Такая разносторонняя деятельность привела к тому, что еще при жизни врач познал высоту славы. Умер Гиппократ еще в 370 году до нашей эры, но до сих пор остался в памяти как великий врач и мыслитель, которого знают и почитают во всем мире.

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в. н. э. показывали путешественникам.

Наиболее ранними работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-ой день, а хронические - на 21-й день, и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии - материализм Демокрита и диалектику Гераклита и дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппократа болезнь - проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли злого духа. Этим он отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, её обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без неё, естественные причины болезни лежат, в окружающей среде. Сюда Гиппократ относил время года, температура воздуха, климат, свойства почвы в данной местности, эпидемии.

В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа - наблюдении у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиенодиетические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили своё значение до настоящего времени.

В сочинении “О древней медицине” Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь её связи с заботами о питании, об использовании продуктов.

Аристотель

Ученик Платона Аристотель (384--322 гг. до н. э.) был самым видным ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» -- строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего- нибудь».

В области биологии одна из заслуг А. -- его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе А. видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах А., служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой -- душа, которую А. назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек). Регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость -- середина между скупостью и расточительностью. Аристотель дал название главному кровеносному сосуду - «аорта».

Кротонская школа

В древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая отличалась индивидуальности по своей философии.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI веке до н. э. Ее основные достижения формируются в следующих тезисах: 1) Организм есть единство противоположностей; 2) Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил; 3) Противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Рис- Город Кротон

Книдская школа

Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение - четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представитель этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.


Косская школа

Косская школа медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем ГиппократаII Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного. гиппократ медицинский школа орган

Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачей косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяя подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик.

Остров Кос.

Исторические параллели

В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

На территории России до XIX-го столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской медицины еще ждет своих исследователей.

Геродот приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия после Пифагора.

Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев» (III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания заключена в числах, и с помощью чисел питались связать инь и ян с пятью элементами - стихиями. При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные: 1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 - числами Земли.

Терминогия врачей Древней Греции - основа со временного анатомического языка

Биология - «Биос +Логос» - жизнь, наука.

Бактерии - «Бактерион» -палочка.

Симптом - «Симптума» - совпадение, признак.

Психика - «Психикос» - душевный.

Пульс - «Пульсус» - удар, толчок.

Профилактика - «Профилактикос» - предохранительный.

Пациент - «Патиенс»- страдающий.

Ортопедия - «Ортос + Паиедиа» - правильное воспитание.

Организм - «Организмус» - целое.

Операция - «Оператио» - действие.

Микро - «Микрос» - малый.

Менингит - «Менингос» - мозговая оболочка.

Анатомия - «Анатоме» - рассечение.

Анемия - «Ан + Хаима» - малокровие.

Анестезия - «Анастезия» - нечувствительность.

Антибиотик - « Анти + Биос» - отрицание, жизнь.

Атрофия - «Атрофия» - увядание.

Генетика - «Генетикос» -относящийся к рождению, происхождению.

Генофонд - «Генос + Фонд» - род, фонд.

Доза - «Дозис» - порция, прием.

Катаракта - «Каттарактес» - водопад.

Клиника - «Клинике» - уход за лежачими больными, врачевание.

Кома - «Кома» - глубокий сон, спячка.

Лейкемия - «Леукос +Хайма» - белая, кровь.

Паранойя - «Паранойа» - безумие.

Патология - «Патос + Логос» - страдание, учение.

Культ Асклепия

Асклепий (эскулап, по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства -- сыном Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рим» считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми. Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея -- эмблема мудрости, здоровья и медицины.

Асклепий

В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью: встречается змея и в руках жриц, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму -- культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно утрачен. Храм Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках были обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и другое. При раскопках обнаружены слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков. Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях -- школах физических упражнений.

На многочисленных греческих вазах -- предметах повседневного обихода -- сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульпторы в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. Под влиянием передовых философских учений древних греков -- стихийного материализма и наивной диалектики -- передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и тому подобное. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.

Гигиея - покровительница отдельных отраслей медицины

Гигиена (от греч. hygieinуs-- здоровый), наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Г. тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи Г. входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности -- разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Практическая область применения Г. составляет особый раздел -- санитарию.

В гигиенических исследованиях применяют методы физико-химического изучения внешней среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, предметов одежды и обуви), бактериологические, биохимические и клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики.

Гиппократ

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Гиппократ является исторической личностью.

Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Миллионы современных врачей во всем мире торжественно произносят клятву Гиппократа. Правда, есть два маленьких вопроса: а был ли на самом деле тот самый Гиппократ? И если был, то не принес ли он человечеству больше вреда, чем пользы?

Вопросы не так безумны, как это кажется на первый взгляд. Одним из первых их поставил американец Герберт Шелтон. О, это был уникальный человек! Он прожил почти сто лет и погиб в результате несчастного случая, в самом расцвете творческих замыслов и новых идей, будучи необыкновенно бодрым, веселым, здоровым и успешным человеком. Уже один этот факт, согласитесь, заслуживает некоторого уважения.

А кроме того, Шелтон - этот великий врач, философ, гуманист двадцатого века - был доктором медицины, педиатрии, хирургии, диетологии, философии, литературы... Написал более сорока научных трудов, переведенных на десятки языков, много лет председательствовал в Международном обществе гигиенистов, был главным редактором английского журнала "Гигиеническое обозрение". Еще задолго до своего неожиданного ухода Шелтон стал настоящим гуру для всех, кто стремится достигнуть здоровья естественными методами.

Методы и подходы натуральной гигиены кардинально расходятся с традиционной медициной. Понятное дело: одна сторона уповает на природные оздоровительные средства, другая - на лекарства. И эти два начала - уж простите за банальность - все равно что лед и пламень, кошка и мышка, жена и любовница. Они яростно и отчаянно борются на протяжении тысячелетий. А камень преткновения, в сущности, только один: так как все же вылечить больного человека?

Шелтон отмечает, что нынешняя западная медицина зародилась в греческих колониях Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., "в период полного игнорирования анатомии, физиологии, патологии и других наук". И связана она непосредственно с именем якобы великого Гиппократа. Однако Шелтон категорично утверждает: культ этого ученого мужа был искусственно раздут. А работы, приписываемые Гиппократу, скорее всего, не содержат ни единой строчки, написанной им самим. Собственно говоря, наше знание об историческом Гиппократе почти полностью заимствовано у Платона. Но можно ли верить одному источнику?

Что же на самом деле известно? Около 460 года до н.э. на острове Кос в Малой Азии родился человек по имени Гиппократ, который в дальнейшем служил жрецом известного храма, а также занимался врачеванием. А через какое-то время появился миф о том, что Гиппократ - отец медицины. И это несмотря на то что медицинских трудов, принадлежащих его перу, фактически нет. В течение столетия ему просто приписывались медицинские работы, в основном созданные врачами медицинской школы на острове Кос, и кроме того, ранние греческие трактаты, которые были собраны воедино александрийскими учеными третьего века. Забавно, не правда ли?

Великий миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. "Поскольку рукописи прошлого, из которых почти все анонимные, были собраны в Александрийской библиотеке, читатели считали, что они обнаружили "доктрины Гиппократа" во многих анонимных рукописях V-IV веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их авторство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание "трудов Гиппократа" продолжало расти, пока не стало включать почти все анонимные работы классического века Греции".

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Кстати, по поводу знаменитой клятвы Гиппократа, которую дают врачи. Ссылаясь на мнения историков, Шелтон пишет: "Знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных еще египетскими жрецами". При этом существует несколько вариантов клятвы, и все они, скорее всего, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа.

Ну, хорошо, предположим, был такой великий врач Гиппократ, и все его труды написаны им собственноручно. Шелтон признает, что хотя в них и много чепухи, но "есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой медицины".

Что имеется в виду? Вначале врачи гиппократовской школы активно использовали природные способы лечения - отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные и водные ванны. А потом стали расширять применение тех магических веществ, которые позже стали известны как лекарства, наделив их медицинскими свойствами. И, отказавшись от средств природы, стали активно навязывать людям "жалкую рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного... Нарастающая агрессивность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н. э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекарственного лечения".

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

Во времёна Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская.

  • Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение.
  • Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И.П.Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Таким образом, последователи Гиппократа заложили структуру, которой усердно следует современная медицина. Тут Шелтон очень категоричен: "Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа... В его трудах можно найти слова, отражающие один из самых фатальных обманов, господствовавших в умах медиков. Этой лжи все еще придерживаются современные медики. Нет ничего более ужасного, чем практика, основанная на принципе: чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в радикальных средствах. Когда у больного снижается способность к сопротивляемости и его легко убить, врачи предлагают ему самое опасное лечение".

Таким образом, роль Гиппократа (мнимого или реального - неважно) очень велика. Именно после него произошел великий и окончательный раскол. Медицина безнадежно распалась на две части, отчаянно враждующие друг с другом: лекарственную и природную. И у той, и у другой есть грандиозные победы и отчаянные поражения. Какую выбрать - решайте сами.

Гиппократ о медицине

  • Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
  • Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
  • Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде - хороший признак; противоположное - дурной.
  • Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
  • Всё хорошо, что в меру.
  • Всякий излишек противен природе.
  • Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств - скоропреходящи.
  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Жизнь коротка,
    А путь искусства долог,
    Удобный случай скоропреходящ
    Эксперимент опасен и сужденье
    Сложно.
  • Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности.
  • Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
  • Лечит врач болезни, но излечивает природа.
  • Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
  • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
  • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
  • Первая заповедь врача: Не навреди!
  • Противоположное излечивается противоположным.
  • Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
  • Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.
  • Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью
  • Хочешь быть настоящим хирургом - следуй за войском.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0